Только вчера мы написали о том, что проблему сверх крепкого рубля не сможет решить один только ЦБ РФ методами денежно-кредитной политики, как голос на эту тему подал Минфин РФ в лице своего главу Антона Силуанова. Для регулирования курса рубля Министр финансов предлагает использовать старое средство: бюджетное правило.
Правда, в абсолютно новой форме: в интервью, опубликованном во вторник в газете "Ведомости", заявил, что закупки валют по бюджетному правилу должны быть в валютах дружественных стран. "Закупки валют недружественных стран, прежде всего долларов и евро, сейчас невозможны. В обозримом будущем картина не изменится. Для нас эти валюты токсичны: наши резервы заморожены, активы бизнеса арестованы, вводятся ограничения на расчеты.
С валютами дружественных стран проблем нет, поэтому если и принимать решение о возобновлении бюджетного правила, то интервенции должны производиться только в таких валютах. Тогда через кросс-курсы будет меняться отношение рубля к доллару и евро. Но конкретные валюты я не хотел бы называть",- сказал глава Минфина. Напомним, что же представляет собой это старое проверенное лекарство для управления курсом рубля, бюджетное правило.
Курс USD/RUB и стоимость нефти традиционно имеют большую корреляцию, эта зависимость имеет вид линейной регрессии. До 2018 г. курс рубля испытывал большую волатильность в зависимости от стоимости нефти. Падение цены нефти в 2014 г. привело к отказу от валютного коридора ЦБ РФ и переходу к свободному курсообразованию рубля по отношению к иным валютам. В 2017 г. при росте цены нефти встал вопрос о конкурентоспособности экспортёров в России: укрепление рубля ниже 60 руб. за доллар приводило к падению прибылей и поступлению налоговых отчислений в бюджет ( удивительно, как все повторяется в мире, теперь почти тоже самое!!). Поэтому в начале 2017 г. было принято решение о разработке нового бюджетного правила, основанного на принципе снижения зависимости курса рубля и стоимости нефти. Дело в том, что бюджетное правило существовало и ранее, но было отменено в 2015г.
Суть его сводилась к тому, что при достижении ценой нефти некого порогового значения ( так называемая цена отсечения) излишки дохода бюджета страны конвертировалась в валюту ( доллары и евро) через Центральный Банк РФ и направлялись в Стабилизационный Фонд и Фонд Национального Благосостояния( ФНБ). Точно также, при падении цены нефти ниже цены отсечения начинались продажи валюты из бюджета для ограничения девальвации рубля. Принципиально отличие старого и нового бюджетного правила Минфина в покупках/продаже валюты на свободном рынке. Ранее доход бюджета сверх цены отсечения в рублях конвертировался в валюту по курсу ЦБ РФ путём обмена рублей на валюту внутри самого ЦБ РФ. Бюджетное правило с 2018 г. (фактически — годом ранее) предусматривало покупку валюты на свободном рынке (рынок СЭЛТ МосБиржи), когда цена нефти была больше цены отсечения, и продажу валюты, когда цена становилась меньше цены отсечения. Цена отсечения в 2018 г. составляла 40 долл. за баррель, и каждый год она увеличивается на 2%. На 2020 год цена отсечения была установлена на уровне 42,4 долл. за баррель. При определении цены отсечения используется цена нефти сорта Urals, которая продаётся с дисконтом к цене Brent.
Данные операции на валютном рынке, которые выполняет ЦБ РФ, привели к снижению волатильности, т. е. сглаживанию валютного курса, и накоплению значительных сумм в золотовалютных резервах ЗВР ЦБ и Фонде народного благосостояния (ФНБ) под управлением Минфина РФ. Собственно, сейчас Минфин предлагает тоже самое, но покупать будут в бюджет не евро и доллары, а валюты дружественных стран, которые пока не называются, но на ум конечно же сразу приходит китайский юань. Подразумевается, что покупая юани за рубли, через кросс-курс юаня к доллару, можно будет воздействовать на курс рубль/доллар США. Схема в принципе рабочая, но на наш взгляд, есть один существенный момент, который ставит под вопрос ее практическую работоспособность. Предположим, ЦБ РФ , по поручению и за счет бюджетных рублей Минфина начал покупать юани за рубли. Это приведет падению рубля относительно юаня , и сразу будет возникать дисбаланс между курсом руб./юань и руб./доллар США, возникнет так называемый арбитраж между этими двумя валютными парами, станет выгодно продавать Центробанку РФ юани за рубли и на полученные рубли скупать доллары.
Эти арбитражные операции сразу приведут к выравниванию диспропорции путем падения курса рубля к доллару. Именно на это и рассчитывает Минфин. Но вот вопрос, кто станет этим самым арбитражером – продавцом юаней и покупателем долларов? Какие то уполномоченные банки ? Но какие? Крупнейшие банки страны прочно попали под санкции и к проведению таких операций просто не способны в данный момент времени. Да и вообще, не далее, как вчера, ЦБ РФ в вышедшем обзоре рисков финансовых рынков на своем сайте заявил, что «Банк России продолжит политику девалютизации банковского сектора в части валют недружественных стран и создания условий для дальнейшего развития рынка валют дружественных стран».
"Санкционные риски, связанные с хранением значительной валютной ликвидности в периметре российской финансовой системы, остаются высокими. Для снижения уязвимости участникам рынка целесообразно диверсифицировать размещение иностранных валют и реализовывать мероприятия по девалютизации", - подчеркивает ЦБ РФ в своем обзоре. Кого же видит Минфин и ЦБ РФ в таких условиях в роли добровольца, способного принять на себя такие риски ради стабилизации курса национальной российской валюты?
На наш взгляд, это самое уязвимое место в предлагаемой идее возврата к бюджетному правилу и этот вопрос не решен финансовыми властями на данный момент. Иначе бы старый добрый метод бюджетного правила уже начал функционировать в новом варианте и принес бы свои плоды. Но пока что имеем, то имеем.