Блог - Перспективны ли инвестиции в бизнес-экосистемы?
6 июня, 12:53

Перспективны ли инвестиции в бизнес-экосистемы?

Перспективны ли инвестиции в бизнес-экосистемы?
Совсем недавно по многим СМИ разбежалась новость об успехах экосистемы МТС, которая в ТОП-3 российских экосистем. Мы с вами понимаем, что термин “экосистема” в данном случае понимается иначе, чем было предложено в 30-х годах экологами. В случае с бизнесом приставка “эко” используется, вероятно, чтобы подчеркнуть дружелюбность набора сервисов по отношению к человеку, удобство пользования продуктами, “юзерфрендли”, что называется.

Действительно, некую аналогию с устройством биосферы Земли можно отследить. Смысл - возможность компании развивать множественные сервисы и, кроме того, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям бизнес-среды. Такой бизнес-подход к экологии озвучил Джеймс Мур: в своей книге “Смерть конкуренции” (1996 г.), где главным выводом было: “кооперация так же важна, как и конкуренция”.

Основные “фишки” бизнес-экосистем - рост конкурентоспособности всех сервисов экосистемы и генерирование прибыли от нетрадиционных, порой неожиданных видов деятельности. Создавая экосистему, компания значительно увеличивает базу клиентов и значительно снижает издержки на их привлечение.

Преимущества для пользователей также очевидны - это и работы с единой площадкой, один клиентский ID, исключена необходимость постоянно логиниться на отдельных сервисах, плюс централизованная поддержка. И бонус - внутри экосистемы всегда существуют более интересные условия, нежели при использовании отдельных сервисов.

Чем же бизнес-экосистемы интересны инвесторам? 

“Непотопляемость” - наверное, слишком сильное слово, но, скажем так, меньшая “потопляемость” по тем же причинам. Когда одна система посредством разных сервисов отвечает множественным запросам клиентов, даже бытовым и ежедневным - перспективы роста у нее очень привлекательные. Соответственно, перспективы роста акций компании также хороши. 

Возьмем тот же МТС для примера. В первом квартале 2023 года число экосистемных клиентов компании выросло на 27% - до 13,9 млн. Как оказалось, люди любят не только зарабатывать, но и смотреть кино, слушать музыку - сервисы Kion, Строки и МТС Music, предлагаемые по подписке, вышли на рекорд по популярности.

Интересно, что если за рубежом активно развиваются технологические экосистемы, всем известны Google и Apple, Amazon и Alibaba, блокчейн-системы типа Cosmos и так далее. Однако, на российском рынке есть своя отличительная особенность - это банковские экосистемы. Некоторые из них, конечно, несколько отстают от более зрелых экосистем мобильных операторов, но тоже делают успехи. Кстати, несколько опасная для инвесторов тенденция - обучение финансовой грамотности от банков. 

Конечно, каждый выбирает свои риски самостоятельно -  но представьте, чему и как будут учить будущих инвесторов консультанты и эксперты, основная задача которых, пусть и в перспективе - продать банковские услуги, услуги брокеров и т. д. Наверное, многие проходили через это - стоит посмотреть любой банковский вебинар - как уже на следующий день тебе предлагают и брокерский счет открыть, и кредит взять, и ипотеку, на льготных условиях, только для вас… Ну-да, ну-да.

Но вернемся к ТОП-3 лидеров экосистем. Сейчас он выглядит так: 38 % - доля рынка у Яндекса, 21 % - у МТС и 18 % у Сбера. Рынок подписок на использование продуктов, включенных в те или иные экосистемы за год вырос в России на 24 %, до 58,1 млрд руб.. Данные о росте числа подписчиков: на 36% до 42,45 млн россиян. 

Учитывая возможность экосистем “приспосабливаться” к текущим условиям - то есть открывать новые сервисы, закрывать те, которые не пользуются популярностью, постоянно варьируя “конфигурацию” самой системы, можно сказать, что компании, использующие экосистемы как бизнес модель, окажутся весьма устойчивыми в любых условиях, ну, почти в любых. Активы таких компаний выглядят весьма перспективными и могут быть интересны инвестору, который ориентируется на средний или долгий срок.

Если вам интересна эта тема, уважаемые коллеги, мы расскажем подробнее о развитии российских и зарубежных систем, учитывая инвесторский интерес.

Есть вопрос или уже готовы к обучению с ИФИТ?

Оставьте заявку, мы свяжемся с Вами, ответим на все интересующие вопросы и предложим оптимальную образовательную программу
под Ваш запрос

Оставить заявку на обучение

Контакты

8 (916) 720-25-25
Пн-Пт: 10:00-19:00.
Сб-Вс: 11:00-18:00
Москва, улица Сущевская, д. 19, ст. 4