В прошедшую пятницу нам вдруг стали звонить и писать клиенты, знакомые, люди, интересующиеся инвестициями и ситуацией на нашем финансовом рынке, с паническими вопросами : «Что будет с валютой на брокерских и ИИС-счетах российских инвесторов, неужели ее принудительно конвертируют в рубли?». Речь идет о пятничных заявлениях Банка России, в которых он рекомендует российским брокерам предупреждать своих клиентов о рисках вынужденной конвертации валют. Мы решили разобраться в том, что же имел в виду ЦБ РФ.
Итак, сначала текст самих заявлений от Банка России. «В связи с рисками приостановки или отказа от проведения расчетов иностранными контрагентами с российскими финансовыми организациями в валюте государств, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, отдельные профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую деятельность, совершают либо планируют совершать сделки купли-продажи принадлежащей их клиентам валюты недружественных государств, находящейся у брокера, для целей ее обмена на рубли или иную валюту», — пишет ЦБ. «Банк России рекомендует таким брокерам в договорах с клиентами устанавливать порядок и условия совершения брокерами сделок по конвертации, а также указывать порядок определения обменного курса, по которому будет осуществляться конвертация», — добавляет далее Банк России. Регулятор отмечает, что участникам рынка следует «исходить из принципов добросовестности и обязанности брокеров исполнять принимаемые на себя обязательства на наиболее выгодных для клиентов условиях».
На самом деле, ничего нового и экстраординарного в этих заявлениях и рекомендациях нет. Во-первых, речь идет ТОЛЬКО о валютах государств, признанных недружественными, то есть о долларах США, евро, британском фунте, швейцарском франке. Никто не собирается принудительно конвертировать купленные вами на Московской бирже юани, турецкие лиры, казахские тенге и другие валюты, в последние месяцы ставшие альтернативными инструментами для валютных инвестиций. Риски же хранения российскими клиентами на брокерских счетах у российских брокеров именно недружественных валют появились не внезапно и не в последние дни, они существуют уже несколько месяцев, и об этом тоже ранее заявлял ЦБ РФ. Речь шла тогда об очень вероятной блокировке счетов Национального Клирингового Центра(НКЦ) на Западе, по аналогии с уже случившейся блокировкой активов НРД (Национального Расчетного Депозитария). НКЦ –небанковская кредитная организация, являющаяся одной из структур Московской Биржи и осуществляющая клиринг по всем сделкам на этой бирже. На самом деле риск блокировки НКЦ до сих пор никуда не исчез и очень высок и в данный момент. В случае такой блокировки, все средства клиентов российских брокеров в недружественных валютах, хранящиеся на Мосбирже, будут также заблокированы.
И хотя пока такого не произошло, российские брокеры предупреждают своих клиентов уже несколько месяцев подряд о таких рисках. А многие не только предупреждают, но и в одностороннем порядке, принудительно конвертируют в рубли. Точно известно, что так например, поступил осенью прошлого года Атон, запросто конвертировав все клиентские денежные остатки в недружественных валютах размером более 10 тысяч долларов, в рубли. Причем, не спрашивая разрешения и даже предупреждая об этих действиях клиентов. Вот именно о такого рода сделках и говорит Банк России в своем заявлении. На самом деле, еще осенью Банк России высказывал свое отношение к подобным принудительным конверсионным сделкам. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина в октябре прошлого года говорила, что принудительной конвертации валюты брокерами и банками в рубли не должно быть, если это не предусмотрено договором с клиентами. «Наша позиция заключалась и заключается в том, что если это не предусмотрено договорами, то принудительной конвертации валюты в рубли не должно быть.
У граждан, у клиентов должен быть выбор: оставить свои средства в иностранной валюте, беря на себя риски, комиссии и так далее, либо конвертировать в рубли», — подчеркивала она. Банки и брокеры должны заранее вводить новые правила конвертации, чтобы у клиентов было достаточно времени для принятия решений, добавляла Набиуллина: «Мы внимательно будем отслеживать, чтобы у граждан, у клиентов было достаточно времени для того, чтобы делать этот выбор осознанно».Простыми словами позиция регулятора заключалась не в запрете подобной принудительной конвертации, а в том , чтобы она имела вполне предсказуемый, понятный, и основанный на договоре клиента с брокером вид, а не представляла собой «махание шашкой» без уведомления и разрешения клиентов, как это сделал тот же Атон. Банк России и сейчас своими рекомендациями предупреждает брокеров, что возможность подобного риска и принудительной конвертации должна быть во-первых быть указана в брокерском договоре с клиентом. Во-вторых, Банк России рекомендует заранее устанавливать порядок порядок и условия совершения такой принудительной конвертации. В своих рекомендациях ЦБ РФ также отмечает, что участникам рынка следует «исходить из принципов добросовестности и обязанности брокеров исполнять принимаемые на себя обязательства на наиболее выгодных для клиентов условиях».
Кстати, необходимость подобной принудительной конвертации у брокера может возникнуть и не дожидаясь блокировки счетов НКЦ. Ну например, если ваш брокер понимает, что по какой то из ваших сделок расчеты в недружественной валюте могут быть затруднены или даже невозможны из-за невозможности или нежелания контрагента рассчитаться в такой недружественной валюте, то он ( брокер) может принять за вас решение рассчитаться в «иной валюте»(например в рублях или тех же китайских юанях). В таком случае ваши доллары, евро, английские фунты или швейцарские франки также могут быть принудительно конвертированы, причем не обязательно в рубли, а возможно и в иную, но дружественную валюту. Но в любом случае, все такие сделки, а также порядок определения курса конвертации, должны быть заранее предусмотрены в договоре с брокером, а сама конвертация проведена максимально в интересах клиента. Именно на этом настаивает банк России. В целом принудительная конвертация не противоречит действующему законодательству. Такие сделки регулируются внутренними клиентскими документами участников финансового рынка. Но в договоре брокер должен конкретно перечислить:
• в какие валюты возможна принудительная конвертация(в том смысле, будет ли конвертация валюты недружественной страны всегда в рубли или в валюты дружественных стран в том числе);
• как будет определяться курс конвертации (будет ли этаконвертация произведена на валютной секции Мосбиржи или это может быть внебиржевая сделка);
• комиссия, которую ваш брокер возьмет за такие сделки;
На практике же в подавляющем большинстве случаев брокер в одностороннем порядке производит вносит изменения в договор и информирует клиента о внесенных изменениях способом, предусмотренным договором. Чисто теоретически клиент может отказаться от внесения положений об обязательной конвертации. Но это скорее всего приведет к расторжению договора в одностороннем порядке со стороны брокера. Что ж, надеемся, что настойчивые рекомендации Банка России помогут навести порядок в этом вопросе. А пока, что называется, «в моменте», нервничать и паниковать не стоит- никаких повальных и масштабных «всеобщих» принудительных конвертаций любых валют на брокерских счетах клиентов Центральный банк не видит и не предусматривает.