На прошлой неделе, 19 июля центральный банк РФ высказал свое намерение в будущем ограничить доступ неквалифицированным инвесторам к ряду финансовых инструментов, в первую очередь к иностранным ценным бумагам. Еще ранее ЦБ РФ озвучивал свое мнение о том, что следует увеличить пороговый размер портфеля ценных бумаг, начиная с которого инвестора можно признать квалифицированным, с 6 до 30 млн. рублей. Далее, 20 июля ЦБ разослал брокерам –профессиональным участникам рынка письмо с рекомендацией не предлагать неквалифицированным инвесторам ( на профессиональном биржевом слэнге «неквалам») инвестировать в иностранные акции и облигации, путем блокировки такой возможности покупки в мобильных приложениях для торговли. В качестве исключения ЦБ в письме указал определенные виды иностранных ценных бумаг, которые могут быть допущены к покупке «неквалами» :
-
Иностранные ценные бумаги, эмитентом которых является МинФин РФ ( очевидно, что это государственные еврооблигации Министерства финансов РФ)
-
Ценные бумаги иностранных эмитентов, выпущенных в соответствии с законодательством РФ ( сюда в частности можно отнести так называемые российские депозитарные расписки на акции западных компаний, чрезвычайно маленький сегмент рынка, всего несколько компаний)
-
Ценные бумаги иностранных эмитентов, ведущих свою основную деятельность в России( например Яндекс, Полиметалл, QIWI, VK, HHRU, Ozon и еще несколько компаний)
В целом идея понятна и на первый взгляд правильна- оградить неопытных людей от инвестиций с повышенным инфраструктурным риском, то есть риском нарушения самого права собственности на такие ценные бумаги. Тем более, что на те самые «грабли» российские инвесторы наступили совсем недавно, и шишки на лбу еще совсем свежи.
Но тут неожиданно против такого запрета выступил МинФин. По мнению Минфина, иностранные бумаги, выпущенные эмитентами из "дружественных"юрисдикций, должны быть доступны неквалифицированным инвесторам. Это будет способствовать возможностям диверсификации портфеля для снижения рисков и интеграции между дружественными финансовыми рынками", - пояснили в пресс-службе министерства. Также Минфин высказал свое мнение относительно квалификации инвесторов, отметив, что основой должна стать проверка знаний и понимания инвестором рисков, а не размер имущества. "Фактически, необходимо отдельное тестирование. Увеличение имущественного ценза, на наш взгляд, не позволит проверить понимание рынка", - пояснили в министерстве.
«Дружественные» юрисдикции – это в первую очередь китайский рынок ценных бумаг через биржу ГонКонга, на которую доступ совсем недавно стала давать Санкт-Петербургская биржа. Кстати, совместно с Минфином резко возражает на предложение ЦБ РФ и Санкт-Петербургская биржа, но это вполне объяснимо: потери биржевых комиссионных доходов итак очень велики вследствии того, что у многих инвесторов иностранные бумаги просто заморожены в Euroclear, у тех, что не заморожены, возможны серьезные убытки вследствие отрицательной курсовой разницы из-за сильного укрепления рубля. А если еще ограничить круг российских инвесторов в иностранные бумаги только «квалами», то с доходами биржи совсем будет плохо.
Но поскольку нам безразличны коммерческие интересы биржи, попробуем порассуждать на эту тему с точки зрения интересов инвестора. Во первых, разберемся, кого на сегодняшний день признают квалифицированным инвестором и что этот статус дает. Обладателем такого статуса может стать физическое или юридическое лицо, которое выполнит требования, предусмотренные Федеральным законом № 39 «О рынке ценных бумаг». Звание квалифицированного инвестора — это особый статус, который означает что его владелец достаточно компетентен, чтобы брать на себя ответственность за высокорисковые сделки. Соответственно, он официально имеет право совершать операции с теми инструментами, которые предназначены только для профессионалов. Процедуру квалификации частного инвестора в России осуществляет его брокер. Чтобы получить статус квалифицированного инвестора физическому лицу нужно соответствовать одному из условий (любому!)ниже:
-
владеть имуществом на сумму от 6 млн. рублей. Учитываются только деньги на счетах и депозитах в банках, договоры обезличенных металлических счетов и ценные бумаги. Недвижимость или коллекция антиквариата не подойдет;
-
иметь опыт работы в организации, которая совершала сделки с ценными бумагами или производными инструментами. Нужно два года опыта, если организация — квалифицированный инвестор (профессиональный участник рынка ценных бумаг- брокер, управляющая компания и т.д.), и три года — в других случаях;
-
получить экономическое образование в вузе, который на тот момент мог аттестовывать в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Или иметь аттестат специалиста финансового рынка, аудитора, страхового актуария, CFA, CIIA, FRM;
-
за последний год совершить сделки с ценными бумагами или деривативами на сумму от 6 млн. рублей. При этом каждый месяц должно быть не менее одной сделки, а каждый квартал — в среднем не менее 10 сделок.
Как видим, требования достаточно либеральные. Легче всего «пролезть в квалы» по четвертому пункту – сделать оборот в течении года 6 млн. руб, при этом не менее 10 сделок в квартал и не менее 1 сделки в месяц – совсем несложно. Более того, новички как раз и совершают сделки очень активно. И здесь прав Минфин – наличие какого либо капитала (а при этом достаточно не инвестиций , а только банковского депозита на 6 млн.р.!!) совсем не гарантирует наличие знаний, опыта и определенной зрелости и ответственности за свои действия. И подъем планки до 30 млн. не сильно изменит сам подход. Если ужесточать, то не объемы необходимых активов, а скорее требования к опыту, знаниям и образованию. Но при этом никакая квалификация не спасет, если будут постоянно реализовываться инфраструктурные риски.
Ведь чего опасается ЦБ РФ ? как раз реализации инфраструктурных рисков, то есть того, что в результате разрушения или ненадлежащего исполнения инфраструктурой мирового фондового рынка своих обязанностей будут утрачены права собственности российских инвесторов. Собственно , именно это уже и произошло в печально известной ситуации с цепочкой депозитариев НРД – Euroclear. Рыночный риск был реализован в полной мере. Но что при этом предлагает Минфин? Он предлагает допустить неквалифицированных инвесторов на иностранные рынки из «дружественных» юрисдикций. Но возникаем закономерный вопрос: а кто может поручиться, что фондовые рынки Китая, Индии, или той же например Турции ВСЕГДА будут нам дружественными? Ответ очевиден: нет никаких гарантий. И тогда снова можно наступить на те же грабли. Например, на наш взгляд, доступ на Гонконг с точки зрения опасности инфраструктурных рисков пока очень неясен.
Санкт-Петербургская биржа в своем заявлении, сделанном в июне текущего года перед запуском пилотных торгов в Гонконге в своем официальном сообщении для инвесторов заявила, что «для целей хранения ценных бумаг Группа СПБ Биржи использует иностранные финансовые институты, с стороны которых существует риск применения недружественных действий к российской финансовой инфраструктуре.» Это заявление не иначе, как недвусмысленный намек: «Ну мы, если что, вас предупредили…».
На наш взгляд, такой подход СПБ абсолютно не соответствует текущему состоянию проблемы. Кстати, за прошедшие несколько недель СПБ так и не удосужилась раскрыть саму схему, ту самую злополучную цепочку депозитариев, с помощью которой юридически обеспечивается владение российским инвестором акциями Гонконга и Китая. Мы ничего не знаем о том, КАК и где , на каких условиях СПБ собирается хранить наши с вами китайские бумаги. По итогу, после всего сказанного наше мнение о проблеме:
- Защищать инвесторов надо и ЦБ РФ в своем идейном обосновании своей позиции прав. Но на наш взгляд, эта защита совсем не решается допуском на иностранные рынки ТОЛЬКО квалифицированных инвесторов. Это не решает проблемы инфраструктурных рисков. Даже самый квалифицированный инвестор не сможет вовремя распознать ситуацию, когда инфраструктурный риск только начинает реализовываться.
- На наш взгляд, сейчас ЛЮБЫЕ иностранные фондовые площадки опасны для любого российского инвестора – как «квала» , так и «неквала». И выходить туда через цепочки, которые использовались ранее, в другой геополитической ситуации- вот самый большой риск. Сейчас безопаснее ДОМА. Таковы реалии наших дней.